|       | |
  [Крео] [Солдат] [Ссылки] [Оружие] [Плакаты] [История] [Награды]   |
 
Танки и БМП Часть 2  Вооружение - 2-см скорострельная самозарядная пушка KwK38 L/55 с технической скорострельностью 420-480 выстр/мин и начальной скоростью снаряда 800 м/сек, а также спаренный с ней 7,92 мм пулемет MG34. Орудие было бесполезно против вражеских танков, но высокая скорострельность делала его опасным для легко бронированных вражеских разведывательных машин и бронетранспортеров. Размеры PzKpfwIIF: длина 4,81 м, ширина 2,28 м, высота 2,02 м. Лобовое бронирование 30-35 мм, борта и корма - 14,5-20 мм. Пять опорных катков по каждому боргу с листовыми рессорами обеспечивали неплохую проходимость, но гусеницы были слишком узкими, поэтому танк увязал в топкой или грязной почве.   PzKpfwIIU был одной из последних моделей длинной череды танков типа 111, выпуск которых начался в 1936 году. Он весил 22,3 тонны. Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах HL 120 V-12 объемом 11867 куб.см обеспечивал мощность 300 л.с. при 3300 об/мин и скорость 40 км/час. Запас топлива 320 л, запас хода по шоссе 140 км, на местности 90 км. Экипаж PzKpfwIIU состоял из пяти человек. Танк был вооружен 5-СМ танковой пушкой KwK L/42 или L/60. С ней был спарен 7,92-мм пулемет MG34, второй устанавливался в шаровой установке (ранние модели PzKpfwIII имели другую установку пулемета, которая была прозвана «почтовым ящиком»).   Орудием L/60 оснащались все танки типа IIIJ, кроме нескольких ранних машин. Это была очень эффективная полуавтоматическая пушка, которая при идеальных условиях могла сделать от 12 до 14 выстрелов в минуту. В боевых условиях скорострельность равнялась 8-10 выстр./мин. Начальная скорость 2,22-кг снаряда составляла 823 м/сек, бронемробиваемость равнялась 78 мм гомогенной бронеплиты под прямым углом на на дистанции 457 м или 61 мм на 1000 м. Пробиваемость наклонной брони (60 град.) была, разумеется, ниже: соответственно 47 и 40 мм.   Размеры танка: длина 5,56 м, ширина 2,95 м, высота 2,5 м. Бронирование лба корпуса: основное -50 мм, дополнительная плита - 20 мм; бортов и кормы - 30 мм. У PzKpfwIIU была усовершенствованная торсионная подвеска, впервые введенная на модели AusfE, с шестью опорными и тремя поддерживающими катками. Как и у PzKpfwII (впрочем, и у T-IV), его гусеницы были слишком узкими для машины такого веса, поэтому мобильность танка снижалась на грязной и вязкой почве.   PzKpfwIVF2 был первым танком типа IV с длинноствольной 7,5-см пушкой. Первые 300 машин этой серии еще вооружались старой короткой KwK L/ 24, и задним числом были обозначены как F1. PzKpfwI VF2 весил 23,6 т, и имел тот же двигатель, что и PzKpfwIIU. Поскольку масса машин различалась всего на тонну, ходовые характеристики их были идентичными. Однако T-1V имел запас горючего 470 л, что повышало запас хода до 190 км по шоссе и 130 км - на местности.   Экипаж - пять человек. Основное вооружение - 7.5-см пушка KwK40 L/43, спаренная с пулеметом, и пулемет в передней части корпуса. Прежде такие пушки устанавливались только на штурмовых орудиях, но применение более мощного тормозного механизма помогло сократить откат, и KwK40 L/43 смогли разместить в башне PzKpfwIV. Орудие L/48, которым вооружили PzKpfwlVH и J, снабдили двойным дульным тормозом. Эта же пушка ставилась и на некоторые машины модели F2.   KwK40 была долгожданным оружием для германских танкистов, особенно после того, как они встретились с советскими КВ-1 и Т-34. Конечно, необходимость в такой пушке предвидели и раньше, но реально ничего сделано не было до тех пор, пока не обнаружилось, что немецкие танки не могут бороться с сильным противником. Однако и L/43 оказалась слабее оружия советских танков, и L/48 была не намного лучше, a L/70, которая устанавливалась на «Пантерах», смогла обеспечить лишь равенство сил. L/42 и L/48 стреляли 6,8-кг снарядами с начальной скоростью соответственно 740 и 750 м/сек, обеспечивавшими поражение 89-100 мм наклоненной под 60 град, гомогенной броневой плиты на дистанции 457 м. Таким образом, это была первая немецкая танковая пушка, способная пробить 60-мм лобовую броню советского Т-34 на нормальной боевой дистанции.   Размеры PzKpfwIVF2 (и G) равнялись: длина 5,93 м, ширина 2,88 м, высота 2,68 м. Броня крепилась болтами, а не приваривалась, как у более совершенных танков «Тигр» и «Пантера», и поэтому была тоньше. Толщина брони варьировала от 80 мм в передней части башни и 50 мм у лба корпуса, до 20 мм на бортах и корме. Бронирование бортов и кормы было увеличено до 30 мм у модели AusfG, которая была в целом такой же, но с двухкамерным дульным тормозом и пушкой L/4S. Танк имел четыре пары опорных катков с каждого борта и по четыре поддерживающих катка. Начиная с модели F ширина гусениц была увеличена с 360 до 400 мм, что повысило проходимость по сравнению с машинами предыдущих серий.   PzKpfwIV был единственным немецким танком, который выпускался в течение всей войны. После вооружения эффективной противотанковой пушкой он поменялся ролями с PzKpfwlII. С 1942 года T-III был оснащен короткоствольной 7,5-см пушкой KwK L/24 (бывшей до этого основным оружием T-IV) и стал применяться как танк поддержки. Возможности оружия возросли после изобретения кумулятивных противотанковых снарядов, эффективносгь которых не зависела от начальной скорости. Известие об этом было еще одной причиной, по которой Гитлер перенес свое внимание с танков на штурмовые орудия и истребители танков. Он полагал - ошибочно, как и во многих других случаях, - что новое оружие предвещает конец танка как решающего фактора на поле боя. Новый PzKpfwlII получил обозначение AusfN. Его дальность хода несколько уменьшилась (130 км) из-за возрастания веса машины до 23 тонн, но остальные характеристики сохранились. PzfCptwIIlL практически был моделью J с усиленным бронированием -3-мм бортовыми и башенными фальшбортами для за щиты от кумулятивных снарялов (простой ответ на опасения Гитлера). Модификация PzKpfwIIIM снабжалась приспособлением для подводного хода для форсирования русских рек. На самом деле это оборудование было разработано для Операции «Морской лев» -планировавшегося в 1940 году вторжения на Британские острова, которая так и не была осуществлена.   Дальнейшее развитие танков PzKpfwIV привело к появлению серии AusfH с фальшбортами, как у PzKpfwIIIL (но и многие танки более ранних серий оснащали подобными экранами, когда они оказывались в мастерских для ремонта). Еше одна модель - AusfJ, на которой пожертвовали двигателем поворота башни с тем, чтобы поставить более вместительный (680 л) бак и повысить дальность хода (270 км по шоссе, I 80 км на местности). Двигатель поворота башни был заменен простой двухшестеренчатой ручной системой. Другие отличия состояли в отсутствии смотровых щелей в башне (это упрощало производство), и в уменьшении числа поддерживающих катков с четырех до трех. Несмотря на то. что вес танка возрос до 25 тонн, скорость лишь незначительно уменьшилась до 38 км/час.   «Тигр», несомненно, самый известный немецкий танк времен войны, и поэтому, помимо «Пантеры», он заслуживает специального внимания.   Утром 13 июня 1944 года небольшая группа из четырех «Тигров» 101-го тяжелого танковою батальона СС,сопровождаемая одним PzKpfwIV, обошла колонну британском 7-й танковой дивизии, вылетавшемся из Вилле-Бокаж (Villcra-Bocagc) в направлении Kaeita (Caen), и укрылась в лесу. Один из «Тигров» ворвался в город, где быстро подбил три крейсерских танка «Кромвель» (Cromwell). Четвертый «Кромвель» уцелел, быстро убравшись в боковую улицу и исчезнув из поля зрения противника.   Одинокий «Тигр» продолжал двигаться вниз по склону холма, но повернув за угол, нарвался на целый 'эскадрон «Кромвелей», сопровождаемый как минимум одним «Шерманом Фай-рфлэй» (Sherman Firefly), который выстрелил и попал в немецкий танк. Встретив такое сопротивление, «Тигр» развернулся и начал возвращаться той же дорогой, которой пришел - но оказался носом к носу с «Кромвелем», уцелевшим в первой стычке.   Хотя «Тигр» уже получил два попадания вражеских снарядов, он не был поврежден, и, уничтожив и этого противника. покинул город и присоединился к своим товарищам. Небольшое соединение пустилось вслед за британским танковым эскадроном, который они обошли раньше, и разгромили его,подбив 25 танков.   Командиром головного танка в этой атаке был оберштурмфюрер СС Михель Виттманн (Michael W'ittmann), лучший танковый ас Второй Мировой войны. К этому времени он уже подбил 117 танков и самоходных орудий на Восточном фронте, а затем был переведен в Нормандию. За этот бой он был произведен в гауптштурмфюреры и получил мечи к Рыцарскому кресту с дубовыми листьями, который имел.  
К 1944 году «Тигр» стал настоящим пугалом для западных союзников, которые впервые столкнулись с ним в 1943 году в Тунисе. Часто британцы и американцы считали «Тиграми» все немецкие танки, даже PzKpfwIV!  
Оба прототипа были представлены Гитлеру в Растенбурге в назначенный срок. Проект Хеншель был признан несколько лучшим и в августе был запущен в производство под обозначением SdKfzlSI P/KpfwVl Tiger Ausf H (обозначение модели в феврале 1944 было изменено на Ausf E),   Однако еще до сравнительных испытаний двух прототипов VK.4501 Порше изготовил 90 шасси собственной разработки. Чтобы избежать ненужного расточительства, они были переделаны в истребители танков. На шасси в неподвижной бронированной надстройке была установлена 8,8-см пушка РаК43. Эти боевые машины были названы SdKfzl84 Ferdinand, в честь д-ра Фердинанда Порше. Но на Восточном фронте, куда они были впервые направлены весной 1943 года, экипажи сразу перекрестили их в «Элефанты» (Elefant - слон) из-за огромного размера. Это имя и устоялось. Однако эти орудия оказались скорее чем-то вроде белых слонов восточных владык, которых используют для парадов и устрашения: они были очень медленными и неповоротливыми, уязвимыми для вражеской пехоты, а свою эффективность проявляли только на больших дистанциях. Чтобы закончить разговор об этих детищах профессора Порше, упомянем, что имя, которое он дал своему прототипу - «Тигр» - было затем передано машине фирмы Хеншель!   Выпуск «Тигров» расширялся от 12 машин в первый месяц до 25 в ноябре 1942 года. Вермахт хотел отложить введение в бои нового танка до вссеннего наступления 1943, Однако Гитлер приказал немедленно пустить их дело, и первые несколько машин были брошены в бой уже в том же месяце, когда начался их выпуск - как уже говорилось, с гибельными последствиями. Выдвинутые плотной группой на топкий участок местности, они попали под фланговый огонь замаскированных советских противотанковых орудий, и были уничтожены или брошены своими экипажами.   «Тигры» продолжили службу на всех фронтах до конца войны. Их выпуск достиг максимума (104 машины) в апреле 1944, и к концу августа этого года общее количество выпущенных машин достигло 1355. К этому времени уже был полностью развернут выпуск намною более современные танки - PzKpfwV «Пантера», а в войска стал поступать PzKpfwVI Konigstiger («Тигр II», или «Королевский Тигр»).   Но «Тигр 1» оказался очень хорошей промежуточной разработкой. Его экипажи отмечали, что лобовая броня была практически неуязвима для всех танков и противотанковых пушек союзников, а 8,8-см орудие могло подбить любой танк противника. Однако ему не хватало мощности и механической надежности, а медленный механизм поворота башни делал машину уязвимой при внезапных фланговых атаках. Несмотря на эти недостатки, немецкие танкисты хорошо относились к «Тигру», а противники уважали его как крайне опасного врага.   За два года, которые "Тигр" оставался в производстве, в конструкцию «Тигра 1» были внесены различные изменения. Ранние варианты имели эвакуационный люк в башне, от которого впоследствии отказались. Машины, направлявшиеся в Африку и на фронта юга России, снабжались специальными воздушными фильтрами для защиты от песка и пыли. После выпуска первых 250 танков, на «Тигр» стали устанавливать более мощный двигатель. Выпускались специализированные варианты. «Штурмовой Тигр» (Sturmtiger)был вооружен массивной мортирой, установленной в неподвижной надстройке. Он предназначался для уличных боев и проведения артподготовки при штурме укрепленных позиций противника - в такой боевой машине немцы особенно нуждались в период битвы за Сталинград. «Спасательный Тигр» (Bergetiger) был инженерно-эвакуационной машиной.   Исходная модель «Тигра» - Tiger I Ausf Н - оснащалась карбюраторным двигателем Майбах HL 2 10 Р45 V-12 водяного охлаждения объемом 21353 куб.см, мощностью 650 л.с. при 3000 об/мин. На поздних моделях стоял другой вариант этого двигателя - HL 23U Р 45, При рабочем объеме 23800 куб.см он имел более высокую мощность (на 50 л.с.) при тех же оборотах. Максимальная скорость танка с новым двигателем возросла всего на I км/час (с 37 до 38 км/час), но повышение мощности обеспечило несколько большую подвижность и проходимость.   Танк получился значительно тяжелее, чем планировалось, в основном из-за массивной крунповском башни, которая понадобилась для установки 8,8-см пушки. Вместо запланированных 45, машина весила целых 56,9 тонны. Это было основной причиной потери скорости и маневренности. Запас горючего в четырех баках равнялся 534 л. Это обеспечивало запас хода по шоссе всего 100 км (Ausf Н) или 117 км (Ausf Е), а на местности - 60-67 км.   Эта характеристика соответствует не танку Блицкрига, а скорее бронированной машине, созданной для оборонительных боев, для уничтожения танков противника с дальних дистанций. Как большинство немецких танков, «Тигр» имел экипаж из пяти человек. Особенно грозным его делало основное оружие - 8,8-см пушка. Решение вооружить танк таким орудием принял Гитлер после того, как германские зенитные пушки такого калибра блестяще зарекомендовали себя во Франции в 1940 году. В то время KwK36 L/56, несомненно, была самой мощной танковой пушкой, Она стреляла 9,4-кг бронебойными снарядами с начальной скоростью 810 м/сек, которые могли пробить наклоненную под 60 град, бронеплиту толщиной 110 мм на дистанции 457 м - жизненно необходимое десятипроцентное превосходство по сравнению с 7,5-см KwK40 L/48. В бортовых контейнерах, а также на полу, и вообще, где только возможно, размещался боезапас - максимально удавалось разместить 92 снаряда. Вспомогательным оружием были спаренные с пушкой и курсовой пулеметы. Кроме них, в качестве легкого зенитного вооружения на командирской башенке мог быть помещен третий пулемет.   Длина танка «Тигр I» равнялась 6,3 м, высота -2,88 м. Ширина машины менялась: с боевыми траками она достигала 3,73 м, с транспортными - 3,55 м. Применение двух видов траков на танке было вынужденной мерой: танк с широкими гусеницами не вписывался в габариты железных дорог. Толщина брони в передней части башни равнялась 110 мм, в лобовой части корпуса - 100 мм; бронирование бортов и кормы - 60-80 мм. Самый тонкий слой брони (26 мм на крыше корпуса) был равен толщине лобовой бронеплиты многих танков кануна войны!   «Тигр» имел с каждого борта расположенные в три ряда частично перекрывающие друг друга катки, снабженные торсионной подвеской. Эта система была достаточно прочной и обеспечивала плавный ход машины, но она доставляла экипажу массу головной боли, если внутренние катки были повреждены (например, миной), и их приходилось заменять в полевых условиях.   Обычно «Тигры» были сведены в отдельные танковые батальоны Вермахта и войск СС, и использовались на корпусном или армейском уровне для усиления других частей в период проведения особенно важных операций. Основными были принадлежащие Вермахту sPzAbt 501-510, и sSSPzAbt 101-103 войск СС. Кроме того, элитные дивизии Вермахта «Гроссдойчлаянд» (Grosdeutschland) и Учебная танковая дивизия (Panzer Lehr Division) имели собственные батальоны «Тигров», а 1-я, 2-я и 3-я танковые дивизии СС «Лейбштандарте Адольф Гитлер», «Дас Рейх» и «Тотен-копф» с 1943 года имели роты этих танков. Некоторые из отдельных батальонов были позже приданы отдельным дивизиям на полу-постоянной основе. Например sSSPzAbt 303 стал частью 11-й танково-гренадерской дивизии СС «Нордланд» (Nordland).   Еще когда «Тигр I» только начали выпускать, Порше (терзаемый тем, что его разработка была отвергнута в пользу проекта фирмы Хеншель) начал работу над более совершенным танком. Проект получил шифр VK.4502, хотя было ясно, что вес машины превысит массу «Тигра I». Новый танк должен был получить более мощное бронирование, а также длинноствольный вариант 8,8-см пушки, чтобы повысить дальность стрельбы и начальную скорость снаряда. Однако, как и у «Тигра I», его двигатель и трансмиссия были слишком сложными и дорогими, и к тому же требовали материалов, которые стали слишком редкими в военное время. Поэтому в начале 1943 года Хен-шелю было предложено разработать более удачную модель. Фирма Хепшель преуспела в работе нал проектом VK.4503, но Порше снова вышел вперед и выпустил 50 башен по своему проекту! В результате на первые 50 единиц SdKfzl82 Konigsliger («Королевский Тигр») были поставлены башни Порше, а на остальные 487 - башни фирмы Хеншсль.
|
|