[Крео]

[Солдат]

[Ссылки]

[Оружие]

[Плакаты]

[История]

[Награды]

[Гостевуха]

 

 

Танки и БМП Часть 3

  «Тигр II» имел много общих конструктивных черт с очень удачной «Пантерой», особенно - наклонное расположение брони корпуса, что позволяло отражать бронебойные снаряды. Он имел и такой же двигатель, что было очень благоприятно с точки зрения стандартизации военной промышленности. Однако его установка на значительно более тяжелом «Тигре II» привела к снижению отношения мощность/масса, а следовательно - к меньшей мобильности машины и перегрузкам двигателя.

  По на этом этапе войны Вермахт уже перешел к ведению в основном оборонительных боев, и поэтому скорость и большой запас хода боевых машин уже не играли особенно важной роли, В результате «Тигр II», задуманный как оружие, способное переломить равенство сил на Восточном фронте и обеспечить возобновление наступательных боев германской армии, на практике смог только замедлить наступление союзников. Это же относится и к истребителю танков Jagdtiger («Охотничий Тигр»), который по сути был «Королевским Тигром» с неподвижной надстройкой вместо башни, в которой размещалась грозная 12,8-см пушка Pak44. В 1944-45 годах было выпущено всего 74 экземпляра «Ягдтигра», что ставило его в один ряд с более ранним, но столь же неудачным «Элефантом».

  Но прежде всего, конечно, надо обратить внимание на «Пантеру», разделившую с советским Т-34 признание как лучший танк времен Второй Мировой войны. Часто можно услышать мнение, что «Пантера» была лишь копией Т-34. Это не может соответствовать истине, поскольку спецификация на танк такого класса была подготовлена еще в 1937 году. Однако, как и в случае с «Тигром», работа над его созданием была приостановлена, поскольку казалось, что PzKpfwIII и IV вполне удовлетворяют требованиям современной войны. Только первые столкновения с советскими танками показали ошибочность этого решения.

  Примерно в конце 1941 года Гудериан прикачал организовать комиссию для анализа характеристик и возможностей танка Т-34, и фирмам Даймлер-Бенц и МАН (Maschincnfabrik Augsberg-Nurnberg) был дан заказ на выпуск нового германского танка класса 30 тонн. Прототипы проекта VK..3002 были готовы в удивительно короткое время, ко дню рождения Гитлера 20 апреля 1942 года. Проект Даймлер-Бенц был практически полной копией Т-34, вплоть до нехарактерного для немецких танков дизельного двигателя MB 507. Однако, хотя уже были изготовлены два прототипа, Гитлер распорядился заменить планировавшуюся к установке пушку 7,5-см L/48 на орудие L/70. При этом обнаружилось, что в башне Даймлер-Бенц установить это орудие не удастся. Исходя из этого, а также из-за сомнений в надежности не отлаженного промышленностью дизельного двигателя. Шпеер и Гудериан рекомендовали к производству модель фирмы МАН. Она имела башню, разработанную на базе одного из прототипов VK.4501 («Тигр»), достаточно просторную для установки длинной пушки.

  Новый прототип МАН был готов к сентябрю 1942 года. Однако он тоже превысил проектную массу (30 тонн) отчасти из-за установки новой более тяжелой пушки, отчасти потому, что Гитлер распорядился увеличить толщину лобовой брони с 60 мм (как у Т-34) до 80 мм. Танки первой серии, получившие обозначение PzKpfwV Ausf D, весили 44 тонны. Двигатель Maybach HL 21(1, которым они должны были оснащаться, был заменен на более мощный карбюраторный HL 230 РЗО V-12 с водяным охлаждением, объемом 23880 куб.см, развивавшим при 3000 об/мин мощность 700 л.с. Он обеспечивал приемлемую скорость 46 км/час. Торсионная подвеска в сочетании с перекрывающимися катками и широкими (66 см) гусеницами обеспечивала «Пантере» лучшую проходимость по сравнению с остальными немецкими танками (нужно заметить, что широкие гусеницы были еще одной чертой, скопированной с Т-34: возможности советского танка передвигаться по глубокому снегу совершенно деморализовали немецких танкистов).

  В пять баков «Пантеры» вмещалось 730 л бензина, что давало запас хода 170 км по шоссе, 85 км на местности. У модификаций Ausf А и G эти показатели были повышены соответственно до 185 и 100 км. «Пантера» имела экипаж из пяти человек и, как уже говорилось, была вооружена великолепной 7,5-см пушкой KwK 42 L/70, которая стреляла 6,8-кг снарядами с начальной скоростью 934 м/сек, способными пробить 141 мм наклонной (60 град.) бронеплиты на дистанции 457 м (нужно заметить, что это лучше бронепро-биваемости 8,8-см KwK 36,которой был вооружен «Тигр», несмотря на меньший калибр и массу снаряда). Запас снарядов - 79 выстрелов.

  На Ausf D был установлен спаренный с пушкой пулемет, но курсового пулемета не было. Вместо него имелась небольшая амбразура («почтовый ящик»), через которую радист при необходимости мог вести огонь. Основное внешнее отличие «Пантеры» от остальных немецких танков было заметно с первого взгляда: броня корпуса и башни была наклонена под рациональными углами, что обеспечивало рикошетирование вражеских снарядов. Поэтому, хотя толщина брони «Пантеры» была меньше, чем у «Тигра», бронирование было более эффективным: до появления советского ИС в 1944 году «Пантера» была неуязвима для танковых пушек противников. Собственно толщина брони равнялась в лобовой части корпуса и башни 80 мм, боковых поверхностей башни 45 мм, бортов и кормы корпуса 40 мм. На второй модели, Ausf А, бронирование передней части башни возросло до 110 мм, но затем у Ausf G его уменьшили до 100 мм, но зато довели до 45 мм бронирование бортов корпуса.

  Размеры корпуса были одинаковыми у всех модификаций «Пантер»: длина 6,87 м, ширина 3,27 м, высота 2,95 м. «Пантера» Ausf D была запущена в производство в январе 1943 года, но «наш трудный ребенок», как называл ее Гудериан, страдал множеством «детских болезней», и вся первая партия в апреле была возвращена на заводы для доработки. Многие из проблем с механической частью были решены довольно просто, но коробка передач оставалась наиболее слабым местом «Пантеры» в течение всей ее жизни.

  Поскольку для буксировки этого танка требовалось два 18-тонных полугусеничных тягача, начали выпуск специальной бронированной эвакуационно-ремонтной машины. Она известна как «Спасательная Пантера» (BergepaiUher) - по сути, это была «Пантера» со снятой башней и небольшой деревянной надстройкой для защиты экипажа от осадков, снабженная мощной лебедкой и двумя расположенными сзади упорами с гидравлическим приводом, которые могли упираться в землю и предотвращать скольжение инженерной машины при вытягивании подбитого танка на скользкой почве.

  Впервые «Пантеры» вступили в бой во время операции «Цитадель» - битвы под Курском в июле 1943 года. Первой получила новые машины 1-я танковая дивизия (1 Panzer Division), а вслед за ней - дивизии СС «Лебштандартс Адольф Гитлер» и «Дас Рейх». На основании полевого опыта у танкистов возникли некоторые замечания, которые были учтены в следующей модели - Ausf А, Как уже говорилось, она имела более мощное бронирование башни, усиленную подвеску и пулемет в шаровой установке в лобовой плите корпуса. Кроме того, в командирской башенке вместо смотровых щелей установили перископы. В результате этих изменений, масса машины возросла до 45,5 тонн.

  Модификации последней модели «Пантеры», Ausf G, которую начали выпускать в марте 1944, коснулись усовершенствования трансмиссии, установки перископа водителя вместо смотровой щели, а также усиления бронирования бортов корпуса. До 82 выстрелов увеличился боезапас. Ausf G был немного легче, чем Ausf А, но все же остался более тяжелым по сравнению с моделью D: его масса равнялась 44,8 тонны,в бою «Пантера» показала себя лучшим германским танком периода Второй Мировой войны. Она превосходила Т-34 даже после того,как тот был вооружен 85-мм пушкой, а британские и американские танки вообще не могли идти ни в какое сравнение с PzKpfwV. Подбить «Пантеру» практически можно было только выстрелом в борт или корму.

  Было создано 22 тяжелые роты «Пантер» в войсках СС, и 17 - в Вермахте. Кроме того, «Пантеры» входили и в другие формирования. Например, в феврале 1944 года каждый батальон 5-го танкового полка дивизии СС «Викинг» имел на вооружении 76 танков и самоходных орудий. 1-й батальон (Abteilung) имел три роты по 17 PzKpfwIVH и одну роту из 17 StuGIlI, плюс 8 PzKpfwIV в штабной роте, тогда как 2-й батальон был четырехротного состава - по 17 «Пантер» в роте, плюс 8 в штабной роте батальона. Кроме того, еще 8 «Пантер» находилось в штабной роте полка.

  Между прочим, немецкие танки нумеровались по очень простой схеме, которая облегчала их идентификацию. Машины штаба полка имели обозначения от 01 до 08, перед номером ставилась буква «R». Машины штаба батальона имели такую же нумерацию, но с римской цифрой «I» или «II», обозначавшей соответственно принадлежность к первому или второму батальону, Восемь остальных рот имели в первой позиции трехзначного номера цифры от 1 до 8, а за ними - 00 или 01, если в штабе роты было два танка. Цифры 1, 2 или 3 во второй позиции обозначали номер взвода, а последняя цифра (от 1 до 5) обозначала номер танка во взводе. Таким образом, ROO должен был быть номером машины командира полка; 100 и 1100 - номерами машин командиров первого и второго батальонов, Номера 100 и 101 обозначали штабные танки 1-й роты, первого батальона. Номера со 111 по 115 имели танки 1-го взвода, 121-125 - второго, 131-135 -третьего, и так далее, до 835, пятого танка третьего взвода восьмой роты. Эта система распространялась на танки как Вермахта, так и войск СС.

  Когда выпуск «Тигра» уже начался, а «Пантера» была близка к этому, министр промышленности Шпеср начал задумываться о следующем, более мощном танке. В январе 1943 года техническое задание на разработку новой машины было представлено Хеншелю и Порше. Конкурентные протопиты, обозначенные VK.4502(P) и VK.4503(H). были готовы в октябре. Порше был настолько уверен в успехе, что к этому времени уже наладил выпуск башен для своей машины - но слишком поторопился. Как уже говорилось, лучшей была признана машина фирмы Хеншель, и в конце декабря она была запущена в производство.

  PzKpfwVl Ausf В, он же «Тигр II», он же «Королевский Тигр» (Konigstiger) был самым тяжелым в мире танком, пока русские перед самым концом войны не выпустили свой ИС-3. Однако он был снабжен тем же двигателем Maybach HL 230 РЗО, что и «Тигр I», хотя весил целых 68 тонн! Это привело к относительно низким значениям отношения мощность/масса. Хотя на испытаниях танк достиг 41,5 км/час, на подобных скоростях в реальных условиях машина выходила из строя уже через пару километров. Однако к февралю 1944, когда «Тигр II» начал поступать в батальоны, немцы уже постоянно были в обороне, а поэтому тяжелая броня и мощная пушка танка были важнее, чем его подвижность.

  Семь баков «Тигра II» вмещали 460 литров бензина, дальность хода по шоссе и на местности равнялась соответственно 170 и 120 км. Как «Пантера» и «Тигр I», он имел экипаж из пяти человек. Наиболее грозной деталью машины была 8,8-см пушка KwK 43 L/71, Она разрабатывалась специально как противотанковое оружие (как мы помним, у «Тигра I» стояла модифицированная зенитная пушка) и стреляла 10-кг снарядами с начальной скоростью 1018 м/сек. Это обеспечивало феноменальную бронепробиваемость 182 мм наклонной (60 град.) брони на дистанции 914 метров 150 мм на вдвое большей дистанции. Боезапас колебался от 72 выстрелов у танков с башней Порше до 84 с башней Хеншель. Один пулемет был спарен с орудием, второй стоял в шаровой установке в лобовой плите.

  «Тигр II» имел много общих черт с «Пантерой»: частично перекрывающиеся опорные катки, широкие гусеницы (80 см) и сходным образом наклоненные листы брони. Но и без этого конструктивного усиления броня была мощной: лоб башни 180 мм, борта 80 мм (заметим, это толщина лобовой брони «Пантеры»); лобовая плита корпуса 150 мм, борта и корма корпуса 80 мм. Длина танка равнялась 7,26 м, ширина изменялась от 3,76 до 3,62 м (при снятых внешних рядах опорных катков и «транспортных» гусеницах); высота 3,07 или 3,09 м соответственно с башнями Порше и Хеншель (башня Порше имела более крутой наклон бро-неплит и лучшие характеристики отражения снарядов, но меньший внутренний объем).

  "Тиграми II" в сентябре 1944 вооружили sSSPzAbt 101 МВиттманна; батальон был переименован в sSSPaAbt 301 и принял участие в арденнском наступлении. Примерно в это время подобным образом был перевооружен sSSPzAbt 102. Он получил новое обозначение sSSPzAbt 302 и был уничтожен при обороне Берлина, sSSPzAbt 103 был переоснащен и перенумерован в 303 в октябре 1944, а в мае 1945 года капитулировал в Восточной Пруссии. В каждом из этих тяжелых танковых батальонов СС (sSSPzAbt) было по 37 танков «Тигр II».

[<< НАЗАД]

LEGION

Рейтинг военных ресурсов

Хостинг от uCoz