|       | |
  [Крео] [Солдат] [Ссылки] [Оружие] [Плакаты] [История] [Награды]   |
 
Противотанковые машины  Уже в 1936 году военные теоретики предвидели потребности в мобильных, желательно бронированных артиллерийских орудиях поддержки пехоты, особенно частей механизированных дивизий. Реальная необходимость в таких боевых машинах подтвердилась в 1939 году в Польше.   В результате в январе 1940 года в производство была запущена StuGIII Ausf A (StuG - Sturmgeschutz = штурмовое орудие). 30 новеньких машин этого типа были готовы принять участие во французской кампании уже летом этого года. В противоположность некоторым немецким самоходным орудиям, StuGIII специально разрабатывалась как боевая машина определенного класса, а не была импровизированной комбинацией устаревшего или трофейного шасси и орудия (часто также трофейного). У StuGIII была использована ходовая часть танка PzKpfzIII, на которой была установлена бронированная надстройка с 7,5-см орудием StuK L/24 в передней части (это орудие было идентично KwK L/24 танка PzKpfw IV; StuK = Sturmgeschutz Kanone, KwK = Kampfwagen Kanone). Надо заметить, что эта пушка не была эффективным противотанковым оружием.   Машина весила немного меньше, чем PzKpfw IIIF, G и Н, с которыми выпускалась одновременно: вес ее равнялся 19,6 т, а танков - 20,3-21,6 т, но скорость (40 км/час) и проходимость были одинаковы. Штурмовое орудие имело такой же запас горючего (320 л бензина); дальность хода по шоссе и на местности равнялась 160 и 100 км. Экипаж состоял из четырех человек, боезапас 54 выстрела.   Длина StuGIII равнялась 5,38 м, ширина 2,92 м, высота 1,95 м. Бронирование лба корпуса 50 мм, бортов и кормы 30 мм. Модификации В, С и D, которые последовали за первой моделью, были практически идентичны ей. У них только несколько усовершенствовали трансмиссию и внесли минимальные изменения в архитектуру надстройки, которая стала на 10 см длиннее и выше. Ausf E, которую начали выпускать в 1941 году, имела несколько увеличенный внутренний объем.   Однако к этому времени опыт боев на русском фронте показал, что армия нуждается в штурмовом орудии, вооруженном пушкой с хорошими противотанковыми свойствами. Поэтому в марте 1942 года был начат выпуск модификации Ausf F с 7,5-см пушкой L/ 43 или L/48, как на выпускавшихся в то же время PzlCpfwIV. Это потребовало увеличения размеров машины (на некоторые штурмовые орудия устанавливали 10,5-см StuH L/28 (Н = Haubitze - гаубица). Длина штурмового орудия возросла до 5,56 м, ширина - до 2,15 м.   В 1942 году появился последний из вариантов - Ausf G. Несмотря на страшные разрушения завода фирмы Алькетг при бомбардировках 1943 года, до конца войны было выпущено около 8000 штурмовых орудий этой модификации. Они весили больше, чем машины предыдущих моделей (23,9 т, а вооруженные 10,5-см гаубицей - 24,5 т), из-за увеличения лобовой брони до 70 мм, установки литой (вместо кованой) маски пушки (типа «свиное рыло»), и бортовых экранов для защиты от кумулятивных снарядов.   После танка PzKpfwIV и полугусеничного бронетранспортера SdKfz251, штурмовое орудие StuGIII было самой распространенной бронированной боевой машиной немецкой армии времен Второй мировой войны. Сначала им укомплектовывались артиллерийские батальоны механизированных диничий, а иочже, когда в 1943 году Гудериан передал контроль над штурмовой артиллерией танковым частям, оно стало основным компонентом танковых и танково-гренадерских дивизий.   В войсках СС StuGIII применялись по большей части в семи созданных в 1943-44 годах танковых дивизиях - «Лебштандарте Адольф Гитлер», «Дас Рейх», «Тотенкопф», «Викинг», «Хохенштауфен» (Hohenstaufen), «Фрюндсберг» (Frundsberg) и «Гитле-рюгенд» (Hitler Jugend), а также в танково-гренадерских дивизиях «Полицейская», «Нордланд», «Рейхсфю-рер-СС» (Reichsfuhrcr-SS), «Гот фон Берлихинген» (Got von Berlichingen), «Хорст Вессель» (Horst Wessel), «Недерланд» (Nederland) и «Валлониен» (Wallonien). Основным различием между танковыми и танково-гре-надерскими дивизиями было то, что в первой было два танковых батальона, а во второй - только один; и наоборот, в танково-гренадерской дивизии было два пехотных полка, тогда как в танковой - один, Но на самом деле некоторые танково-гренадерские дивизии вместо танков получили штурмовые орудия и истребители танков, что не было равноценной заменой.   После того, как выпуск StuGIII был прерван из-за бомбардировок, на заводах Круппа началось производство новой боевой машины. В ней были совмещены ходовая часть танка PzKpfwIV и надстройка StuGIII. Это штурмовое орудие получило обозначение StuGIV. Оно весило 23 тонны, имело скорость 38 км/ час, дальность хода 180 км по шоссе, 120 км на местности при запасе горючего 430 л. Двигатель и трансмиссия были такими же, как у PzKpfwIV, а размеры машины: длина 6,7 м, ширина 2,95 м, высота 2,2 м. Лобовая броня была толще, чем у StuGIlI (80 мм), но броЕшрование кормы корпуса было слабее (всего 20 мм).   С октября 1943 года шасси, двигатель и трансмиссия танка PzKpfwIV (Ausf F) использовались фирмой Фомаг (Vomag) как основа для нового самоходного орудия, отклассифицированного как истребитель танков - Jagdpanzer IV. Эта машина создавалась под явным влиянием советской СУ-85, самоходного орудия, вооруженного 85-мм зенитным орудием, которое предполагалось впоследствии установить на Т-34. Jagdpanzer IV получил полностью новую надстройку с выраженным наклоном лобовых и бортовых бронеп-лит. В носовой части надстройки располагалось 7,5-см орудие L/48, снабженное куполообразной маской. Jagdpanzer IV весил 24 тонны, имел скорость 40 км/ час. Запас горючего 470 л обеспечивал дальность хода по шоссе 190 км, на местности 130 км. Экипаж-четыре человека. Основные размеры: длина 6,85 м, ширина 3,17 м, высота 1,86 м. Толщина брони: лоб - 60 мм, борта - 40 мм, корма - 30 мм.   После того, как выявились прекрасные качества 7,5-см пушки L/70, которой была вооружена «Пантера», в 1943 году им была вооружена следующая модель самоходного орудия, о котором идет речь. Она получила наименование Panzerjager IV или Jagdpanzer IV (lang). Новое орудие и усиление лобовой брони до 80 мм увеличили вес машины до 25,8 т, но соотвествсн-но понизили подвижность: скорость упала до 35 км/час, а оба показателя далыюсти хода уменьшились на 10 км.   Был выпущен 1531 экземпляр двух модификаций этого орудия. Оно оказалось настолько удачным, что практически идентичная машина выпускается для Бундесвера под названием Jagdpanzer Kanonc. Это одна из немногих в мире моделей современных истребителей танков, вооруженных пушкой.   Еще один истребитель танков выпускался во время войны на шасси PzKpfwIII или IV. Это был воо- руженный 8,8-см Pak L/71 «Хорнисс» (Hornisse - шершень). Другое, более известное имя этой боевой машины «Назхорн» (Nashorn - носорог). Конструктивно он был очень близок к «Хюммелю». Двигатель Maybach HL 120 TRM был смещен из задней части машины вперед и размещен рядом с местом механика-водителя. Вооружением «Назхорна» была длинноствольная 8,8-см пушка, а не 15-см полевая гаубица, как у «Хюммеля». Остальные характеристики, включая численность экипажа, скорость, дальность хода и бронирование, были идентичны, только масса машины увеличилась на 500 кг. «Назхорн» состоял на вооружении значительного числа таковых дивизий СС, в частности, «Фрюндсберг», «Хохенштауфен» и «Гитле-рюгенд».   В качестве базы для различных истребителей танков использовалась ходовая часть не только немецких PzKpfwIII и IV, но и чешского танка Praga TNHP-S, обозначенного в Германии как PzKpfw38(t). Такие машины в немецкой классификации относились к «самоходным лафетам». Вместо танковой башни на ходовой части танков устанавливалась легко бронированная открытая сверху надстройка, в которой размещалось либо трофейное советское 76,2-мм орудие с длиной ствола L/54,8, либо немецкая Pak40 L/46.  
|
|